Книга Плач Иеремии Глава 5 1 Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше. 2 Наследие наше перешло к чужим, домы наши - к иноплеменным; 3 мы сделались сиротами, без отца; матери наши - как вдовы. 4 Воду свою пьем за серебро, дрова наши достаются нам за деньги. 5 Нас погоняют в шею, мы работаем, [и] не имеем отдыха. 6 Протягиваем руку к Египтянам, к Ассириянам, чтобы насытиться хлебом. 7 Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их. 8 Рабы господствуют над нами, и некому избавить от руки их. 9 С опасностью жизни от меча, в пустыне достаем хлеб себе. 10 Кожа наша почернела, как печь, от жгучего голода. 11 Жен бесчестят на Сионе, девиц - в городах Иудейских. 12 Князья повешены руками их, лица старцев не уважены. 13 Юношей берут к жерновам, и отроки падают под ношами дров. 14 Старцы уже не сидят у ворот; юноши не поют. 15 Прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетование. 16 Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили! 17 От сего-то изнывает сердце наше; от сего померкли глаза наши. 18 От того, что опустела гора Сион, лисицы ходят по ней. 19 Ты, Господи, пребываешь во веки; престол Твой - в род и род. 20 Для чего совсем забываешь нас, оставляешь нас на долгое время? 21 Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле. 22 Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?
Послание Иеремии 1 Список послания, которое послал Иеремия к пленникам, отводимым в Вавилон царем Вавилонским, чтобы возвестить им, что повелено ему Богом. 2 За грехи, которыми вы согрешили пред Богом, будете отведены пленниками в Вавилон Навуходоносором, царем Вавилонским. 3 Войдя в Вавилон, вы пробудете там многие годы и долгое время, даже до семи родов; после же сего Я выведу вас оттуда с миром. 4 Теперь вы увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых и деревянных, носимых на плечах, внушающих страх язычникам. 5 Берегитесь же, чтобы и вам не сделаться подобными иноплеменникам, и чтобы страх пред ними не овладел и вами. Видя толпу спереди и сзади их поклоняющеюся перед ними, скажите в уме: "Тебе должно поклоняться, Владыко!" 6 Ибо Ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших. 7 Язык их выстроган художником, и сами они оправлены в золото и серебро; но они ложные, и не могут говорить. 8 И как бы для девицы, любящей украшение, берут они золото, и приготовляют венцы на головы богов своих. 9 Бывает также, что жрецы похищают у богов своих золото и серебро и употребляют его на себя самих; 10 уделяют из того и блудницам под их кровом; украшают богов золотых и серебряных и деревянных одеждами, как людей. 11 Но они не спасаются от ржавчины и моли, хотя облечены в пурпуровую одежду. 12 Обтирают лице их от пыли в капище, которой на них очень много. 13 Имеет и скипетр, как человек — судья страны, но он не может умертвить виновного пред ним. 14 Имеет меч в правой руке и секиру, а себя самого от войска и разбойников не защитит: отсюда познается, что они не боги; итак, не бойтесь их. 15 Ибо, как разбитый сосуд делается бесполезным для человека, так и боги их. 16 После того, как они поставлены в капищах, глаза их полны пыли от ног входящих. 17 И как у нанесшего оскорбление царю заграждаются входы в жилье, когда он отводится на смерть, так капища их охраняют жрецы их дверями и замками и засовами, чтобы они не были ограблены разбойниками; 18 зажигают для них светильники, и больше, нежели для себя самих, а они ни одного их них не могут видеть. 19 Они как бревно в доме; сердца их, говорят, точат черви земляные, и съедают их самих и одежду их, — а они не чувствуют. 20 Лица их черны от курения в капищах. 21 На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки. 22 Из этого уразумеете, что это не боги; итак, не бойтесь их. 23 Если кто не очистит от ржавчины золота, которым они обложены для красы, то они не будут блестеть; и когда выливали их, они не чувствовали. 24 За большую цену они куплены, а духа нет в них. 25 Безногие, они носятся на плечах, показывая чрез то свою ничтожность людям; посрамляются же и служащие им; 26 потому что, в случае падения их на землю, сами собою они не могут встать; также, если бы кто поставил их прямо, не могут сами собою двигаться и, если бы кто наклонил их, не могут выпрямиться; но как перед мертвыми полагают перед ними дары. 27 Жертвы их жрецы продают и злоупотребляют ими; равно и жены их часть из них солят, и ничего не уделяют ни нищему, ни больному. 28 К жертвам их прикасаются женщины нечистые и родильницы. Итак, познав из сего, что они не боги, не бойтесь их. 29 Как же назвать их богами? женщины приносят жертвы этим серебряным и золотым и деревянным богам. 30 И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами: 31 ревут они с воплем пред своими богами, как иные на поминках по умершим. 32 Некоторые из одежд их жрецы берут себе и одевают ими своих жен и детей. 33 Если испытывают от кого-либо злое или доброе, не могут воздать; не могут поставить царя, ни низложить его. 34 Равно ни богатства, ни даже мелкой медной монеты они не могут дать. Если кто, обещав им обет, не исполнил бы его, не взыщут. 35 От смерти человека не избавят, ни слабейшего у сильного не отнимут; 36 человеку слепому не возвратят зрения; человеку в нужде не помогут; 37 вдове не окажут сострадания, и сироте не сделают добра. 38 Камням из гор подобны эти боги деревянные и оправленные в золото и серебро, — и служащие им посрамятся. 39 Как же можно подумать или сказать, что они боги? 40 К тому же сами Халдеи обращаются с ними непочтительно: они, когда увидят немого, не могущего говорить, приносят его к Ваалу и требуют, чтобы он говорил, как будто он может чувствовать. 41 И не могут они, заметив это, оставить их, потому что не имеют смысла. 42 Женщины, обвязавшись тростниковым поясом, сидят на улицах, сожигая курение из оливковых зерен. 43 И когда какая-либо из них, увлеченная проходящим, переспит с ним, — попрекает своей подруге, что та не удостоена того же, как она, и что перевязь ее не разорвана. 44 Все, совершающееся у них, ложно. Посему как можно думать или говорить, что они боги? 45 Устроены они художниками и плавильщиками золота; не чем иным они не делаются, как тем, чем желали их сделать художники. 46 И те, которые приготовляют их, не бывают долговечны; 47 как же сделанные ими могут быть богами? Они оставили по себе ложь и срам своим потомкам. 48 Когда постигают их война и бедствия, жрецы совещаются между собою, где бы им скрыться с ними. 49 Как же не понять, что те не боги, которые самих себя не спасают ни от войн, ни от бедствий? 50 Так как они деревянные и оправленные в золото и серебро, то можно познать, что они ложь; всем народам и царям сделается ясным, что это не боги, а дела рук человеческих, и в них нет никакого действия божественного. 51 Кому же после сего не понятно, что они не боги? 52 Царя стране они не поставят, дождя людям не дадут; 53 суда не рассудят, обидимого не защитят, будучи бессильны, 54 как вороны, находящиеся между небом и землею. Ибо и в том случае, когда подверглось бы пожару капище богов деревянных или оправленных в золото и серебро, жрецы их убегут и спасутся, — а они сами, как бревна в средине, сгорят. 55 Ни царю, ни врагам они не могут противостать. Как же можно принять или подумать, что они боги? 56 Ни от воров, ни от грабителей не могут охранить самих себя эти боги, деревянные и оправленные в серебро и золото: 57 превосходя их силою, они снимают золото и серебро и одежды, которые на них, и уходят с добычею, а эти себе самим не в силах помочь. 58 Поэтому лучше царь, выказывающий мужество, или полезный в доме сосуд, который употребляет хозяин, нежели ложные боги; или лучше дверь в доме, охраняющая в нем имущество, нежели ложные боги; или лучше деревянный столп в царском дворце, нежели ложные боги. 59 Солнце и луна и звезды, будучи светлы и посылаемы ради потребности, благопослушны. 60 Также и молния каждый раз, как является, ясно видима; также ветер во всякой стране веет. 61 И облака, когда повелит им Бог пройти над всею вселенною, исполняют повеление. 62 Тоже огонь, свыше ниспосылаемый для истребления гор и лесов, делает, что назначено; а эти не подобны им ни видом, ни силами. 63 Почему же можно подумать или сказать, что они боги, когда они несильны ни суда рассудить, ни добра делать людям? 64 Итак, зная, что они не боги, не бойтесь их. 65 Царей они ни проклянут, ни благословят; 66 знамений не покажут на небе и пред народами; не осветят, как солнце, и не осияют, как луна. 67 Звери лучше их: они, убегая под кров, могут помочь себе. 68 Итак, ни из чего не видно нам, что они боги; посему не бойтесь их. 69 Как пугало в огороде ничего не сбережет, так и их деревянные, оправленные в золото и серебро боги. 70 Равным образом их деревянные, оправленные в золото и серебро боги подобны терновому кусту в саду, на который садятся всякие птицы, также и трупу, брошенному во тьме. 71 Из пурпура и червленицы, которые истлевают на них, вы можете уразуметь, что они не боги; да и сами они будут наконец съедены и будут позором в стране. 72 Итак, лучше человек праведный, не имеющий идолов, ибо он — далеко от позора. Евангелие от Матфея Глава 22 1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: 2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. 4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. 5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их]. 7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. 8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; 9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. 10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. 11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. 13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14 ибо много званых, а мало избранных. 15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. 16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; 17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? 18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? 19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. 20 И говорит им: чье это изображение и надпись? 21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. 22 Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли. 23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: 24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; 25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; 26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого; 27 после же всех умерла и жена; 28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. 29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, 30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. 31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: 32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. 33 И, слыша, народ дивился учению Его. 34 А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. 35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. 41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? 46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
Книга Иисуса сына Сиракхова Глава 20 1 Работник, склонный к пьянству, не обогатится, и ни во что ставящий малое мало-помалу придет в упадок. 2 Вино и женщины развратят разумных, а связывающийся с блудницами сделается еще наглее; 3 гниль и черви наследуют его, и дерзкая душа истребится. 4 Кто скоро доверяет, тот легкомыслен, и согрешающий грешит против души своей. 5 Преданный сердцем удовольствиям будет осужден, а сопротивляющийся вожделениям увенчает жизнь свою. 6 Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло. 7 Никогда не повторяй слова, и ничего у тебя не убудет. 8 Ни другу ни недругу не рассказывай и, если это тебе не грех, не открывай; 9 ибо он выслушает тебя, и будет остерегаться тебя, и по времени возненавидит тебя. 10 Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя. 11 Глупый от слова терпит такую же муку, как рождающая — от младенца. 12 Что стрела, вонзенная в бедро, то слово в сердце глупого. 13 Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. 14 Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. 15 Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. 16 Не всякому слову верь. 17 Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? 18 Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего. Всякая мудрость — страх Господень, и во всякой мудрости — исполнение закона. 19 И не есть мудрость знание худого. И нет разума, где совет грешников. 20 Есть лукавство, и это мерзость; и есть неразумный, скудный мудростью. 21 Лучше скудный знанием, но богобоязненный, нежели богатый знанием — и преступающий закон. 22 Есть хитрость изысканная, но она беззаконна, и есть превращающий суд, чтобы произнести приговор. 23 Есть лукавый, который ходит согнувшись, в унынии, но внутри он полон коварства. 24 Он поник лицом и притворяется глухим, но он предварит тебя там, где и не думаешь. 25 И если недостаток силы воспрепятствует ему повредить тебе, то он сделает тебе зло, когда найдет случай. 26 По виду узнается человек, и по выражению лица при встрече познается разумный. 27 Одежда и осклабление зубов и походка человека показывают свойство его. 28 Бывает обличение, но не вовремя, и бывает, что иной молчит, — и он благоразумен.
|