Уличная миссия на Крестопоклонную

17.03.2015 07:54
| Печать |

Уличная миссия, приуроченная к середине Великого Поста,  прошла в окрестностях храма свт. Николая на Преображенском кладбище. Интересно, что среди посетителей местного рынка, было обнаружено достаточно резкое разделение на людей церковных — соблюдающих пост и хорошо осведомленных в том, как он протекает, какие праздники отмечает Церковь и т.д.; и на категорию людей, хотя и знающих о посте, но, изобретших себе «алиби», чтобы его не соблюдать. Чаще всего называли болезни и ситуацию «и других проблем хватает». Интересный разговор произошел с одной пенсионеркой, года два назад посещавшей храм и, даже исповедавшейся. Вплоть до последней исповеди, она ранее приступала к этому Таинству, но, исходила из понятий, что «все грешны — я никого не убивала (хотя выяснилось, что даже делала аборт), не воровала, ни…», а потому, категорически не желала называть каких-либо личных грехов. Просто, склоняла голову под епитрахиль со словами «грешна, батюшка»… Однако, придя на последнюю свою исповедь, она попала к священнику, который захотел услышать от нее слова личного покаяния — в чем же она грешна. Женщина попыталась оправдаться, мол, она не такая плохая, чтобы иметь что-то сверх «обычной меры всех грешников» — хотя и ходит в храм крайне редко, но дома своими словами молится ежедневно! В ответ она услышала слова: « это не молитва, это словоблудие!» Этот приговор так сильно ее задел, что… вот уже два года она избегает исповеди, боясь выносить на суд священника свой образ жизни. Зная милостивый настрой наших батюшек, удалось честно отшутиться: «да они у нас и слов-то таких не знают!» — шутка подействовала и далее разговор принял практическую сторону: оказалось, что многое в Заповедях не понятно. Например, «как это не произносить имя Господа — всуе»?, какую же Заповедь всё же нарушает человек, не посещая храм; может ли поститься диабетик и зачем приходить в храм на вечернюю службу накануне Причастия.

Но самый удивительный разговор о посте произошел недалеко от храма. Молодой человек, работящего вида, внимательно изучал доску объявлений. На вопрос о том, как он относится к посту, последовал весьма честный, но нестандартный ответ: «много раз пробовал, но, как только начинал хотеть есть — бросал это дело». Показалось, что он недостаточно понимает важность поста. А потому, ему было рассказано, что Пост — подражание Самому Господу, можно сказать — сострадание Ему, идущему на Голгофу и т.п. Не дав перейти к рассказу об аскетической пользе поста, молодой человек парировал: «я считаю, что когда человек становится мучеников за веру, то можно страдать так, а мучать себя самого добровольно — недопустимо». Тут пришлось сказать о том, что пост мы принимаем не самовластно, а как акт нашего послушания Церкви, которая открывает нам что Богу угодно. Вот, к примеру, протестанты, — бывает, тоже постятся, но делают это кто как хочет — сами, выходит, себя и мучают. « А вот тут Вы ошибаетесь, — неожиданно сказал молодой человек, — это они тоже делают по воле Бога, просто Бог лично каждому говорит, что Ему угодно. Я знаю это, так как ощущаю это Духом Святым»… Разговор достаточно быстро развернулся в сторону обсуждения того, где и как действует Вездесущий Бог и у кого есть Дух Святой, а у кого его нет. Выяснилось, что собеседник был крещен не только в Православии, но и у протестантов (через некоторое время удалось легко идентифицировать, что у пятидесятников — уж очень обильно лились у него речи о Святом Духе и о том, что он чувствует и о личной убежденности в своей правоте), что он, собственно, как пятидесятник, признает все церкви — только это разные организации, но церковь как тело Христа —  одна. Ничего необычного в его словах для миссионера не было — все рассуждения и перетолковывание Писания (которое, кстати, было у него с собой и которое мы сразу же открыли) были весьма стандартные. Интересно, впрочем, было его понимание Ин. 20, 22–23, что, якобы, здесь речь идет о том, что все христиане должны прощать публично и просить прощение друг у друга. При этом он не задумался, конечно: неужели ранее, до того, как Христос дунул на учеников, такое действо не имело места быть, т.е., что никто из учеников Христа не просил прощения и не прощал никого (но апостол Петр спрашивал до скольких раз прощать ему брата своего —прощение, конечно, имело место быть) Поговорили также о священстве. Молодой человек активно протестовал, что власть священства передается с рукоположением. Ему напомнили, что и в протестантских собраниях пастырей рукополагают, а значит — это необходимое условие, вот только в протестантских собраниях есть одно отличие — отсутствие приемственности этой власти от апостолов, а занчит и власти-то никакой нет. С утверждением собеседника, что на служение избирает Бог — согласились, но сделали уточнение, что Бог делает это через людей — епископов, ведь и у протестантов другие пастыри и община выражают свое мнение о том, кого сделать пастырем. Под конец беседы выяснилось, что, несмотря на то, что собеседника зовут Николай, а сидим мы рядом с храмом святителя Николая, но молиться «мертвому человеку» он не собирается. «У Бога все живы, — разве не так?» Он согласился, но, сослался на то, что не находит обоснование молитвы мертвым в Писании. «А запрета?» — «и запрета там тоже нет, в этом вы правы» — отвечал Николай. Получив номер телефона своего собеседника для продолжения беседы, мы разошлись. Мартовский ветерок сделал свое дело и, продолжать листать Библию промерзшими пальцами было уже невмоготу. Да и разве можно за один раз изложить человеку всё Православное учение, всю полноту Истины, хранимую вот уже 2000 лет Церковью? — Навряд ли! Но начать это делать всегда стоит!