Миссионеры на празднике красок

21.09.2015 00:00
| Печать |

Отчет о посещении праздника красок холи «ColorFest & Ello»
12 июля 2015 г.

В воскресение 12 июля Денис Гришков, Анастасия Полякова и я, Даниил Андрев в миссионерских целях посетили мероприятие под названием «Музыкальный фестиваль красок ColorFest & Ello», проходившее в Парке Дружбы на м. Речной Вокзал. Приглашены мы были к этому священником Георгием Максимовым, поскольку указанное мероприятие – пародия на индуистский религиозный праздник Холи.

Даже на официальном сайте мероприятия (colorfest.ru) даётся следующая информация:

«ColorFest – ежегодный яркий музыкальный фестиваль. Главная традиция – обсыпать друг друга разноцветными специями, яркими и легко смывающимися красками Холиименно поэтому ColorFest называют Фестивалем Красок Холи. ColorFest по праву занимает достойную позицию среди музыкальных фестивалей 2015 года.

В рамках Фестиваля Красок Холи ColorFest планируется:

-Высыпать тонны краски Холи

-Живая музыка и твои любимые артисты

-Призы и подарки всем, кто не боится «выглядеть не как все»

-Твои самые крутые селфи этого лета

-Десятки тысяч участников!!!

-И много новых фишек, которые не оставят тебя равнодушным»

Как видно, организаторы не очень-то скрывают причастность к празднику Холи, хотя и не рассказывают о том, что это за праздник. Но что это за праздник? Краткий ответ дан в специально подготовленной для этого мероприятия просветительской листовке. Вот часть текста из неё:

 «В ЧЕСТЬ ЧЕГО УСТАНОВЛЕН ПРАЗДНИК?

1. Холи - это индуистский (языческий) религиозный праздник. Он установлен в честь сожжения заживо Холики, от имени которой и получил название. Согласно мифологии индуизма, Холика была демоном и сестрой короля демонов Хираньякашипу. Он много о себе воображал и потребовал от своих подданных, чтобы они покланялись только ему. Однако его сын Прахлада продолжал поклоняться индуисскому "богу" Вишну. Хираньякашипу был весьма недоволен. Тогда Холика взяла племянника себе на колени и села с ним в костер. На ней был магический плащ, защищавший ее от огня. А своего племянника она таким образом хотела убить. Однако плащ слетел с нее и накрыл Прахладу, а Холика сгорела заживо.

КАК ОТМЕЧАЮТ ЕГО В ИНДИИ?

2. В Индии праздник холи начинается накануне ночью, когда в большом костре сжигают чучело Холики. Исторически на следующий день индусы мазали себя пеплом, оставшимся от этих костров. Со временем пепел стали раскрашивать или заменять порошком разных цветов. Что делают и доныне. В этом смысл раскрашивания - символическое нанесение на себя пепла сожженной демоницы. В этот день также употребляются специальные напитки и блюда, в состав которых входит сок либо листья конопли.

КОГДА ЕГО ОТМЕЧАЮТ?

3. Холи всегда отмечается в последний день полнолуния лунного месяца фалгун, что приходится на конец февраля либо начало марта. Поэтому индусы его считают также праздником наступления весны.»

 Подходя к месту проведения мероприятия, уже около метро сразу бросилось в глаза обилие испачканных разноцветной краской людей. Я не знал, чего ожидать, предполагая, что мероприятие, скорее всего, организовано кришнаитами, что на нем будет разная индуистская атрибутика, символика, курительные палочки, индийская стряпня и прочее, как на разных других эзотерических мероприятиях. Также предполагал, что масштаб события будет небольшой, что будет стоять небольшая сцена с этнической музыкой, будет продаваться краска и случайных прохожих будут заманивать поучаствовать в этом действии.

Однако все оказалось совсем иначе. Уже приближаясь к месту мероприятия, я был поражен большим количеством пришедших сюда людей, а подойдя к самому эпицентру, увидел ужасающую картину – огромная толпа собравшихся, в основном молодежь лет 15-25, танцевали под громкую девчачью попсу и пачкали друг друга краской на большой поляне. Была оборудована сцена, как на крупных фестивалях.


Было большое количество спонсоров и информационных партнеров, в том числе и государственных, таких, как Билайн, English First, Sony, Комус, Like FM, 2x2, Europa plus TV, МосГорПарк, Мосволонтер, Северные парки и другие.

Позже на сайте краскихоли.рф, сайте, как я понял, главной организации, занимающейся распространением красок Холи и помощью в организации таких мероприятий по всей России, я узнал, что они проходят уже с 2013 года, причем их количество возросло с 14 крупных фестивалей в 10 городах и общим количеством посетителей в 60 тыс. человек в 2013 году до прогнозируемых 200 фестивалей в 100 городах и количеством посетителей в 600 тыс. человек в 2015. В 2013 году было использовано 8 тонн красок Холи, а в 2015 по прогнозам – 160 тонн.

Стоимость 1 пакета краски в этой организации (в пакете 100 гр.) — 100 руб. Причем, чем больше покупаешь краски, тем она дешевле. Если брать от 500 кг и выше, то цена одного пакетика падает до 45 рублей.

На том фестивале, где мы были, стоимость пакетика была 150 рублей. То есть в три раза дороже, чем его цена на краскихоли.рф. Поскольку вход был свободным, а платными, как я понял, были только краски, закуски и напитки, то эти пункты – главные источники дохода.

То есть организация краскихоли.рф закупает краски из Индии, наверняка по копеечной цене, потом продает в России по указанным выше ценам и помогает организовывать «фестивали красок» всем желающим в разных городах России, чтобы расширять свой рынок сбыта. А те еще накидывают цены и зарабатывают на этом денег. Как я позже выяснил, такие холи-мероприятия проходят уже по всему миру и преподносятся как просто веселые красочные музыкальные молодежные фестивали без упоминаний о религиозных корнях праздника. Еще один сайт, занимающийся продвижением праздника - rusholi.ru.

Тот фестиваль, который посетили мы, был явно коммерческим. Хотя, конечно, не знаю точных намерений организаторов – только лишь заработать денег или, помимо этого, поспособствовать продвижению языческой индийской культуры.

Перед нами на мероприятии находился миссионер Андрей Винокуров, который распечатал упомянутые листовки формата А5. Когда мы прибыли на место, ему нужно было уезжать, и он передал оставшуюся пачку листовок нам. Денис Гришков в подряснике пошел общаться с людьми, а мы с Анастасией решили расположиться на входе в парк со стороны м. Речной Вокзал. Это было удобным местом, поскольку на этом пятачке располагался ларек с напитками, скамейки и здесь проходило много людей.

Я на первый раз решил говорить людям пока лишь только об истоках праздника. Поскольку подавляющее число пришедших сюда понятия не имеют об индуистском религиозном празднике Холи, то справедливо было бы сказать им о его сути, чтобы человек мог сделать осознанные выбор, посещать ему такие праздники или нет.

Я начинал беседу таким образом. Подходил к человеку или группе людей и, поздоровавшись, спрашивал, «знаете ли Вы, какие ужасные события послужили причиной появления того праздника, на котором Вы сейчас находитесь?» После такого вопроса люди обычно заинтриговывались и говорили, что не знают, готовые слушать дальше. Дальше я рассказывал вкратце описанную выше историю про демонов Хираньякашипу, его сестру Холику и попытку сожжения Прохлады, про то, что это – индуистский религиозный праздник и про то, откуда пошла традиция пачкать себя красками. Обычно люди очень удивлялись этой истории. Далее я высказывал свое негодование о том, что у нас в России проводятся такие чуждые нашей культуре и вере мероприятия, что христианам нельзя в них участвовать. Спрашивал людей стоит ли, по их мнению, устраивать и посещать их, на что они либо отвечали, что не стоит, либо задумывались и не могли ответить утвердительно, однако начинали сомневаться, что это все же нехороший праздник, либо говорили, что не воспринимают это как религиозный праздник, а просто пришли повеселиться и покидаться красками.

На это я отвечал, что духовный мир очень чуткий, и что если мы участвуем в каких-то праздниках, посвященных бесам, даже если при этом не знаем этого (а ведь потому, что не потрудились узнать!), то открываем им доступ к себе и это может негативно повлиять на нашу жизнь. Сказал, что если у них в жизни произойдет что-то негативное, то, возможно, это от того, что они посетили этот языческий праздник Холи. Не знаю, стоит ли говорить такое, но сказано ведь «иных же страхом спасайте» (Иуд.1:23). Как бы то ни было, обычно после таких слов люди заметно задумывались.

Я также говорил о том, что подобные мероприятия зачастую устраиваются неоиндуистами, в частности кришнаитам и что на них удобно вербовать новых адептов, поэтому им стоит быть на стороже. Также говорил о вреде краски для здоровья (хотя организаторы уверяют, что краску они закупают безвредную и проверенную экспертами).

Слава Богу, были люди, которые сказали, что не знали о том, что это языческий праздник и что скорее всего больше на него не придут, поблагодарив за информацию.

Если люди говорили, что они не знали о языческих корнях праздника, я отвечал, что я тоже не знал до недавнего времени, но, когда узнал, решил прийти сюда и поделиться с остальными, чтобы они на основании этой информации могли сделать осознанный выбор.

Удалось пообщаться с некоторыми волонтерами, дежурившими на мероприятии. Помимо прочего добавил, что с них, как с помощников организаторов Бог будет спрашивать строже. Одна девушка-волонтер после моих слов заметно задумалась и сказала, что на самом деле сомневалась, идти ли сюда или нет и даже не стала пачкаться краской. Другой волонтер, наоборот, весь в краске, отшучивался и говорил, что это все – просто ради денег, и что вообще организатор этого фестиваля – православный, на что я отвечал, что он просто до конца не понимает серьезность происходящего и привел цитату «не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24). Хотя он продолжал отшучиваться, но я заметил, что он призадумался.

При всех разговорах я говорил, что являюсь православным христианином и пришел сегодня сюда рассказывать людям о корнях праздника, потому что мало, кто о них знает, а организаторы этого не афишируют.

В основном я общался с молодежью, начиная лет с 15 до 25. Взрослые попадались в основном с детьми – видно было, что многие пришли сюда семьями. В целом мероприятие, конечно, рассчитано на молодежь.

Несколько человек, не испачканные краской, видимо просто пришедшие посмотреть на то, что тут происходит и узнав, о чем мы рассказываем, одобрительно поддерживали нас и говорили, что согласны с нами, что такие мероприятия не нужно проводить.

Когда Анастасия покупала кофе в ларьке, уже когда закончились листовки, то услышала в очереди следующий диалог. Какие-то люди (не знавшие, что Анастасия миссионер) достаточно горячо обсуждали листовку и стоявшие рядом с ними попросили также дать им её почитать. То есть всего четырем миссионерам удалось вызвать заметный резонанс.

Анастасия, как позже призналась, старалась подходить к тем, на ком видела крестики и говорила, что христианам нельзя участвовать в языческих праздниках, также объясняя суть мероприятия.

Всего мы дежурили на этом фестивале где-то 2 часа. Раздав все листовки, пошли обратно к метро, по пути продолжали общаться с идущими в одну с нами сторону испачканными красками участниками.

Под конец начали все втроем общаться с женщиной в краске с фотоаппаратом, которую звали Альфия. Оказалось, что она мусульманка, татарка. Довольно долго с ней говорили, рассказали о Христе, о том, что Бог стал человеком, чтобы спасти людей от греха, проклятия и смерти, об искуплении. Она либеральная мусульманка, не считает, что все нужно исполнять, как написано, «не нужно быть фанатичным, что все религии ведут к Богу». Поговорили и об этом. В целом поговорили хорошо, нашли ей влажные салфетки, чтобы стереть краску с лица. Вообще было бы актуальным стоять на выходе и помогать людям отмываться от краски, надо взять это на заметку.


Думаю, что миссионерам стоит в дальнейшем дежурить на таких мероприятиях. Во-первых, представляется хорошая возможность поговорить с молодым поколением. Во-вторых, хотя это и коммерческий проект, как мне показалось, но все же такие мероприятия являются проповедью индуистской культуры. Приняв сейчас празднование Холи в таком осовремененном формате и привыкнув к нему, будет проще в дальнейшем проталкивать празднование этого праздника более приближенном к оригиналу образом – например, с сжиганием чучела Холики и тд. Такие мероприятия на руку разным индуистам и неоиндуистам. Организатором подобного мероприятия может стать кто угодно, в том числе и кришнаиты. Я натолкнулся на такой пример позже, увидев ролик с фестиваля красок Холи 2014 года в Рязани на Ореховом берегу, на котором видно, как кришнаиты (по всей видимости) танцуют и играют на сцене и учат каким-то движениям испачканную краской толпу: https://www.youtube.com/watch?t=80&v=au61dVqs_EA.

Вот фотографии с этого рязанского фестиваля:




Рекомендации на будущее.

  1. Стоит проводить миссионерское дежурство в следующем формате. Ставить где-нибудь на входе промостойку с красочным баннером, привлекающим внимание. Также баннер, где вкратце можно будет прочесть о празднике.
  2. В это время миссионеры, лучше с баннерами на груди раздают листовки и общаются с людьми.

Одними листовками не обойтись, народу там огромное множество. Нужно что-то, что охватит такое количество людей.

Карта-программка с фестиваля: