Миссионерская поездка в Архангельскую область
С 22 июня по 1 июля 2012 г. состоялась миссионерская поездка Движения в честь святого пророка Даниила в деревни района реки Пинеги Архангельской области. В этот раз 4 миссионера присоединились к экспедиции Проекта «Общее Дело», который занимается возрождением деревянных храмов русского севера. Идея совместной поездки возникла сразу же при знакомстве с представителями «Общего дела» на VI Международном молодежном форуме «Вера и Дело», состоявшемся 15 мая в Москве. Заранее было оговорено, что миссионеры, помимо участия в миссионерской деятельности, также вместе с ребятами из "Общего дела" должны будут заниматься восстановлением храмов. Мы решили не упускать такой возможности для проповеди, и уже через месяц на руках имели все необходимое. Для того чтобы достичь конечной цели, где располагались два разрушенных деревянных храма – деревни Труфанова на берегу Пинеги, нужно было преодолеть приблизительно 1300 км. Поездом из Москвы в Архангельск, вторым поездом из Архангельска в Карпогоры, из Карпогор - двумя переездами на автобусе и машинах, а также двумя переправами через Пинегу до деревни. Всего в экспедиции участвовало 10 человек.
Путь-дорога.
Выехав в пятницу утром 22 июня, мы практически сразу, к большой нашей радости, «вынуждены» были приступить к миссии. Вообще, как показывает опыт, миссионеру, попавшему в поезд, бывает очень сложно остаться незадействованным. Обязательно Бог пошлет кого-нибудь и завяжется долгая беседа. В этот раз такая беседа завязалась с ученым математиком Алексеем. Алексей долго рассказывал об устройстве клеток ДНК, последних лингвистических исследованиях и прочих довольно интересных вещах, подтвердив даже, что люди произошли от одной пары, он, в конце концов, пришел к утверждению того, что у человека и обезьяны общий предок. В конце концов, нам надоело слушать этот полет фантазии и убеждать Алексея в том, что он не является мутированным животным, и мы решили перейти к разговору о Христе и Его Церкви. Алексей утверждал, что он Православный, однако это не мешало ему ставить под сомнение слова Священного Писания, да и вообще все учение Православной Церкви, которое он знал очень поверхностно. Засвидетельствовав в продолжительной беседе некоторые хранимые Церковью истины, мы обменялись электронными адресами и попрощались – Алексею нужно было выходить в Вологде. До Архангельска оставалось еще 2/3 пути, в продолжение которого нам удалось поговорить с возвращавшимся из армии юношей и с подсевшим на полпути машинистом грузового поезда. Один из наших особенно усердных миссионеров обошел несколько вагонов, многие с большим интересом слушали проповедь и шли на беседу. Рано утром мы прибыли в Архангельск, нужно было подождать до вечера следующего поезда – в Карпогоры.
Прибытие.
24 июня, в воскресение, поездами, автобусами, машинами и лодками, наконец, добрались до деревни Михеево, в которой нам предстояло жить на протяжении последующих 5 дней. Как выяснилось, мы проживали в районе, где бок о бок располагаются 3 деревни: д. Труфанова – самая большая (около 300 человек), на одной стороне Пинеги; д. Михеево (около 50 человек), в которой мы жили и совсем небольшая д. Чикинская, в которой располагались разрушенные храмы – на другой стороне. Нас очень радушно встретил местный фельдшер Владимир и проводил до выделенного для нас домика, одного из фельдшерских пунктов. Владимир - удивительный человек, лет 40 - 45, посланный нам Богом, глубоко воцерковленный христианин, настоящий миссионер, который, можно сказать, духовно опекает многих людей в деревне, является для многих крестным, распространяет духовную литературу, молитвословы, Священное Писание и самой своей смиренной и жертвенной жизнью являет добрый образ Христа. Нам как раз нужен был такой человек для организации миссии, без него многого не получилось бы сделать. Как нам стало известно, раньше он был совершенно другим, грешил, но в какой-то момент, раскаявшись, уехал на некоторое время в расположенный в 150 км от деревни Свято-Артемиево-Веркольский мужской монастырь, после чего вернулся совершенно другой личностью. Сам этот пример покаяния, благодатно изменившего его жизнь, сильнее всякого слова свидетельствует об истинности Православия. Нужно сказать, что на весь этот район нет ни одного священника и ни одного действующего храма. Ближайший священник служит в уже упомянутом выше Артемиево-Веркольском монастыре, а сюда приезжает примерно раз в год. И таких мест в России, которая считается Православной страной, огромное множество. Воистину жатвы много, а делателей мало (Матф.9:37).
Расположившись в нашем новом жилище, мы первым делом поставили некоторые первостепенные миссионерские задачи, которые необходимо было реализовать:
1) провести 2 публичные лекции об основах Православной веры, одну в д. Михеево в понедельник (прямо на кухне нашего домика), вторую в д. Труфанова в среду (в Доме Культуры);
2) посетить все дома в деревне и постараться поговорить со всеми жителями, пригласить их на беседы и на помощь в восстановлении храмов;
3) пригласить священника из Артемиево-Веркольского монастыря для совершения молебна, а также Таинств Крещения, Исповеди и Причастия (позже удалось договориться о том, чтобы приехали 2 священника).
Для всего этого у нас было 5 дней. Распорядок дня в продолжительности всей поездки был примерно таков: подъем в 7:00, утреннее правило, завтрак, к 10:00 мы начинали работы в храме, в полдень – перерыв на обед, ближе к вечеру миссионеры уходили проповедовать, потом ужин, обычно поздний, общение друг с другом, иногда чтение житий святых, после – позднее молитвенное правило и отбой. Ложились мы всегда очень поздно, а вставали рано, так что за эти дни ни разу не удалось нормально выспаться, однако Господь всегда давал силы.
В основу нашей миссии легла программа "Народная катехизация", составленная убиенным о.Даниилом Сысоевым.
Миссия в деревнях Чикинская и Михеево. В первый же день мы решили осмотреть храмы, которые предстояло восстанавливать. Идти до них пешком было около 30 минут. Деревня, в которую мы попали, отрезана от мира рекой, и буквально завораживает своим спокойствием и отрешенностью. На главную и единственную улочку смотрят старенькие домики, из которых периодически выглядывали заинтересованные приездом москвичей жители. Молодежи мало, в основном люди престарелые, уехавшие жить сюда на пенсию или всю жизнь здесь прожившие. Было такое ощущение, что мы попали в какую-то иную реальность.
Осмотрев храмы, Покровский и Благовещенский, находившиеся в крайне разрушенном состоянии, и оценив предстоящий труд, мы решили обойти дома, пригласить людей к участию в восстановительных работах и на беседу о Православной вере. Надо сказать, приглашение к восстановительным работам являлось хорошим поводом начать беседу. Мы стучались в дверь избы, и когда нам открывали, мы, после приветствия, объясняли, чем приехали заниматься, людям становилось интересно, многим – стыдно, ведь все-таки это их храмы, за которыми они все это время не следили. После мы продолжали общаться, узнавали, крещен ли человек, призывали к Крещению, к участию в Таинствах Исповеди и Причастия в предстоящую пятницу. Призывали к сознательной христианской жизни, объясняли некоторые догматы Православной веры. В деревне оказалось довольно много некрещеных. Большинство из них крещены мирянским чином, без священника, поэтому нуждались в Таинстве Миропомазания. В первый же день нам удалось пообщаться с большинством жителей деревней Чикинская и Михеево.
На следующий день, в понедельник, к нам на помощь в восстановлении храма подошли около 10 юных ребят-добровольцев, все до 20 лет, которых привел фельдшер Владимир. Все они, кроме одного, были его крестниками, а тот, который был не крещен, хотя и не хотел вначале, но впоследствии, после нескольких бесед решил принять Крещение в пятницу. Это были обычные деревенские ребята, искренние, очень трудолюбивые, добродушные. Поскольку мы работали все вместе, то и обедали тоже вместе и перед едой пели «Отче наш», на что ребята вначале реагировали улыбками и смущением, но вскоре привыкли и молились вместе с нами. Через некоторое время мы провели с ребятами небольшую беседу, в которой объяснили смысл молитвы, они выслушали с большим интересом. Вечером в 19 предстояла беседа, которую мы решили провести по Символу Веру, объяснив основы Православной веры. Мы красиво обустроили кухню фельдшерского домика, поставили стулья, разложили раздаточные материалы – бесплатные Евангелия, листовки, некоторые книги о. Даниила Сысоева. Однако к назначенному времени никто упорно не хотел приходить. Немного подождав, мы опять пошли по домам и буквально за руки привели некоторых жителей. В итоге на встречу пришли 5 человек. Это вполне прилично, учитывая то, что в деревне всего около 50, большинство из которых – пожилые люди, не имеющие возможности активно передвигаться. Беседу слушали с большим интересом, задавали вопросы. Особенно заинтересовала людей новость об искуплении Христом человечества и возможность избавления от греха, проклятия и смерти, которые довлеют над каждым человеком со времен грехопадения прародителей Адама и Евы. Также взволновала всех новость о грядущем страшном суде, на котором откроются вся тайные дела и помышления каждого человека. Однако все ободрились, когда было сказано, что можно избежать будущего наказания и уже в этой жизни ощутить в сердце радость Царства Божьего путем истинного покаяния и деятельной христианской жизни. Мы старались приводить простые примеры и образы для лучшего усвоения. Люди воспринимали все с детской простотой, некоторые с лёгкостью принимали на веру учение Христово. Видно было, что эта новая для них информация действительно была Благой Вестью. Окончив беседу и ответив на вопросы, мы раздали Евангелия и остальные материалы, а также вручили крестики тем людям, которые были крещены, но по какой-то причине их не имели. Также было сделано объявление о том, что в пятницу приедет священник и можно будет покаяться в своих грехах, причаститься и принять крещение для спасения своей души. После беседы это объявление было воспринять с особенным вниманием. Впоследствии многие из присутствующих людей пришли в пятницу к священнику на исповедь, а кто-то крестился. Расходились все с лицами, светящимися радостью, благодарили – встреча, казалось, прошла с Божией помощью хорошо. Один мужчина, пораженный примером из жития преп. Серафима Саровского, когда тот не стал защищаться от напавших на него разбойников, позвал некоторых из нас к себе домой и до глубокой ночи изливал перед нами душу, сокрушаясь об одном своем страшном грехе, случившимся во время войны в Афганистане. Мы, как могли, утешили его и пригласили на предстоящую исповедь. Он признался, что очень боится исповедоваться. К сожалению, на исповедь он так и не пришел. Дай Бог, чтобы он дошел до неё в течение своей жизни.
Миссия в д. Труфанова.
27 июня, в среду, была запланирована очередная беседа об основах Православной веры, теперь в д. Труфанова, на другой стороне реки. Поскольку туда из-за трудной переправы мы за все это время еще не добрались, решено было выехать пораньше, чтобы успеть пообщаться и лично пригласить людей (хотя самодельные объявления заранее были развешены фельдшером Владимиром по улицам). Нужно было хорошо постараться, чтобы обойти около 300 человек, и нам почти удалось это сделать. Действовали мы по такой же схеме – приглашали к участию в восстановительных работах, приглашали к беседе и уже после продолжали разговор о Христе. Удалось встретить много интересных людей.Сотрудниками Дома культуры специально для беседы был подготовлен зал. Удалось также зайти в располагавшуюся в ДК библиотеку, пообщаться с библиотекаршей. Между делом она сказала, что в деревню иногда приезжают некоторые сектанты, в том числе миссионеры секты «Белое братство», ходят по домам, раздают свою литературу. Слава Богу, большинство здешних жителей, хоть и не разбираются в лжеучениях, но сразу кидают подобную литературу в наилучшее для нее место – печку. Однако, все ли так осторожны? Пока православные спят и систематически продолжают нарушать последнюю заповедь Спасителя (см. Мф.28:19), по России ходят волки в овечьих шкурах и крадут все новые души. Радостно было увидеть на полках библиотеки разные издания Библий и другую православную литературу, хотя выбор был небольшим. Решено было отправить сюда больше книг о Православии.
К 19:00 на беседу пришли около 15-20 человек, причем чуть ли не большинство – молодежь. В этот раз практически не было опоздавших. Был так же, как и в понедельник разобран Символ Веры, и проведен небольшой урок по учебному Катехизису. В конце сделали объявление о планируемом приезде священника. Мы пригласили людей поучаствовать в восстановлении церкви, рассказали о проекте «Общее дело», о нашем Движении, об о. Данииле. На приглашение откликнулись 3 молодые девушки, одна из которых впоследствии исповедалась и причастилась, а другая – собралась принять крещение. Беседа продолжалась примерно 1,5 – 2 часа, люди слушали с большим интересом, были вопросы. После беседы были подарены Евангелия и некоторая другая литература, листовки об исповеди и причастии, о крещении, а также крестики для крещеных. Ощущение после лекции опять было очень радостным, многие остались неравнодушными к Евангельской вести. Вернулись домой опять поздно ночью, благо ночи здесь очень светлые – даже ночью небо освещается лучами солнца. По пути зашли в деревянную часовню, поставленную еще в дореволюционные годы, за которой ухаживает фельдшер Владимир. Это единственной место в деревне, куда можно придти помолиться. После общения с людьми стало ясно, что отсутствие храма и священника весьма негативно сказывается на духовном развитии местного населения. Многие признавались, что священника им действительно не хватает. Завершение работ. Экскурсия по храму Покрова Пресвятой Богородицы.
На следующий день, в четверг, мы завершили запланированные работы в храме. Все это время мы убирали внутреннее помещение Покровской церкви (Богоявленская была в таком плохом состоянии, что была просто опасно в ней находиться), разгребали завалы земли, обвалившихся с крыши балок и досок, вынося все это за пределы строения. За это время с помощью Божией было сделано так много, что не верилось своим глазам. Помещение храма буквально преобразилось, хотя и оставалось в очень худом состоянии. К сожалению, алтарь так и остался заваленным рухнувшим потолком. На завтра была запланирована встреча со священниками и молебен.
После вчерашней беседы пришли несколько новых человек, включая трех упомянутых уже девушек, работа шла полным ходом, у всех было какое-то очень радостное, торжественное настроение. Когда основное помещение было убрано, мы решили провести небольшую экскурсию для всех участников работ, рассказав об устройстве Православного храма, а также затронув общие вопросы веры. Во время рассказа об алтаре, были, разумеется, еще раз затронуты вопросы Крестной Жертвы, Искупления, а также Таинств Исповеди и Причастия. Также был сделан экскурс в историю праздника Покрова Божией Матери. Ещё раз прозвучало напоминание о завтрашнем приезде священников – настоятеля Свято-Артемиево-Веркольского Мужского монастыря игумена Иосифа (Волкова), благочинного Пинежского благочиния Архангельской и Холмогорской епархии и насельника монастыря иерея Ильи (Еремеева). Разошлись все в предвкушении завтрашнего дня.
Заключительный день. Молебен.
Пятница 29 июня стала кульминационным днем пребывания в уже так полюбившейся нам деревне. К 10 часам помещение храма и дверной проем были украшены свежими полевыми цветами, на входе выложена дорожка из зелени, подготовлен чан с водой для молебна, на иконостас, отделявший алтарную часть, были поставлены небольшие, привезенные из Москвы, иконы праздников Покрова и Крещения, Святителя Николая и Богородицы.Постепенно собирались местные жители, священники задерживались из-за сложного переезда. В это время мы, чтобы не терять время, разговаривали с собравшимися о вере. И вот, ближе к полудню, на другом берегу показались люди, которые постепенно на моторных лодках группками перебрались на нашу сторону. В приближающихся силуэтах можно было различить двух пресвитеров и иеродиакона в сопровождении фельдшера Владимира, а также некоторых из помогавших нам ребят. С чувством великой радости, подойдя под благословение к священнослужителям, и приложившись к находящейся в руках у иеродиакона иконе местночтимой святой праведной Параскевы Пиринемской – сестрой другого местночтимого святого праведного отрока Артемия Веркольского, вся собравшаяся группа примерно из 30 человек направилась в храм. Священники с интересом рассматривали проделанную работу, расспрашивая о дальнейших планах. Через некоторое время все необходимое для молебна было подготовлено. Отец Илья исповедал трех человек, желавших причаститься и начал службу. Было прочитано сокращенное последование ко святому Причащению, хором спет Символ Веры. Желавших причастили Дарами, привезенными с собою. Несмотря на разруху, в храме царила торжественная благодатная атмосфера, всех охватило чувство глубокой радости. После Причастия пели праздничные тропари, вместе молились. Многие жители, кажется, впервые участвовали в совместной молитве в храме. Отец Иосиф произнес вдохновленную проповедь, поблагодарив всех за проделанный труд и затронув важную тему – о том, что самый главный храм, который необходимо возводить, это человеческое сердце, и уже здесь на земле в нем можно ощутить присутствие мира и радости Царства Божьего. Под конец хором был спет Пасхальный тропарь. Все радовались о воскресшем Христе, Творце и Владыке вселенной. После того, как все приложились ко кресту, участники экспедиции, несмотря на то, что уходить совсем не хотелось, стали торопиться домой – оставалось совсем мало времени до отправления обратно в Карпогоры. Священники решили задержаться, для того чтобы поисповедовать оставшихся людей, а также совершить Святое Крещение над некоторыми. Для этого решено было переместиться в одну из изб, располагавшихся поблизости, так как и в храме, почти не имевшем крыши, было прохладно. На такой торжественной ноте завершилось наше пребывание в деревне. Как мы узнали позже, крестились в тот день 5 человек.
Слава Богу!
Дорога домой. Встреча с о. Евгением Соколовым.
30 июня, в субботу, в ожидании поезда в Архангельске, нам удалось, как мы и планировали, встретиться с руководителем миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиереем Евгением (Соколовым). Батюшка нам понравился, очень жертвенный, энергичный и преданный своему служению. Мы несколько часов общались с ним на кухне студенческой церкви, слушая интересные истории из его миссионерской жизни. Он сказал очень актуальные слова: «Создавая положительные проекты, надо 50% времени уделять обличению, а мы стыдливо умалчиваем о том, что наступило время соблазнов, о котором говорил Христос. Большевики в свое время подменяли веру различными культурными проектами. А нам сегодня предлагают заняться теми же проектами, которые будут отвлекать как от более порочных вещей, так и от Бога. Те же соблазны – просвещающие, культурные, образовательные. Миссионерство все более и более этим увлекается. Миссионерство превращается в болтовню о Боге».
Удалось договориться о презентации нашего Миссионерского Движения в Архангельске, для того, чтобы поделиться опытом. А это значит, что нам предстоит еще раз посетить этот чудный край.
Под конец поездки, сидя в поезде до Москвы, мы решили прочесть небольшую заметку свят. Феофана Затворника на 27 июня из его труда «Мысли на каждый день года», как мы делали это в течение всей экспедиции по словам апостола (см. Колоссянам 3:16), стараясь назидать друг друга изречениями святых отцов. Как только мы окончили, на нас внезапно накинулся сидящий по соседству мужчина лет 45-50, который оказался некрещеным, с различными оскорблениями и унижениями в адрес Христиан. Ведя себя как одержимый, он говорил примерно следующее: «Мы (во множественном числе!) вас ненавидим, вас меньшинство, нас больше чем вас, вы ничтожество…» и т.д. Выяснилось, что он воевал в Афганистане.
Сначала мы опешили и не знали как себя вести, но, несмотря на агрессию и оскорбления, Бог дал мирное сердце и мы ответили: «А мы вас любим!». Тогда немного опешил сосед и уже менее агрессивно сказал: «А я вас ненавижу!», на что мы опять, уже спокойно и с радостью ответили: «А мы вас любим!». Так, конфликт был исчерпан, наш сосед успокоился, а мы благодарили Бога за такой подарок, ведь сказано: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф.5:11; см. также 1Петра 4:14). Ведь действительно, какую еще более высокую награду мог нам дать Бог за наши скудные труды в этой поездке? Про мученичество не говорю, потому что не достойны.
Экспедиция подходила к концу. Члены экспедиции, сроднившись друг с другом, в радости общались, обменивались впечатлениями. Не верилось, что прошло всего 5 дней – впечатлений было на целый месяц.
Наконец-то можно было выспаться. Засыпая после напряженных дней, мы снова и снова благодарили Бога, молясь о том, чтобы семя, которое мы постарались посадить, принесло как можно больше плода.
Слава Святой Живоначальной и Животворящей Троице!
Даниил Андрев.